Добрый день товарищи... Давненько не писал, просто довольно скучно всё происходящее, на мой вкус. Но один из фактов, замеченный мною еще в сентябре, заставил-таки взяться за клавиатуру. Эта статья частично готовилась еще летом прошлого года, но, по ряду причин, тогда "в печать" не пошла. Сейчас, как мне кажется, после 10-летнего юбилея --- самое время осмыслить многое произошедшее в проекте за эти годы. Каких-то особенных откровений не будет, целый пласт людей определенного склада мыслит примерно одинаково и всё нижесказанное часто мелькало то тут в статье, то там, в комментариях от совершенно разных людей --- и столь очевидное совпадение выводов заставляет задуматься. Эта статья, так сказать, пролог всего следующего цикла. Итак, с чего все началось...
"Приезжий, с интересом наблюдавший инцидент, постоял с минуту на опустевшей площади и убежденным тоном сказал:
"– Нет, это не Рио-де-Жанейро." (с)
Именно эти слова прекрасно подходили к моим ощущениям, когда я транзитом (на остров Фантазий) посетил город Среднеморье в первой декаде сентября. Правда, никаких инцидентов понаблюдать не удалось. На Центральной площади висело, не считая меня, 4 персонажа. А ведь время было не так чтобы позднее, около 22-00 по серверу. Захожу в первую комнату Арены. То же самое. Во вкладке "Текущие бои" полная, стерильная пустота. Рынок --- 1 человек. Все рекламы дня умещаются на одном экране, и прокручивать назад по времени их не приходится. Кузница --- 7 человек, 4 из них драконы. Пирс --- 11. Всё... На обратном пути картина была той же. Сейчас вроде как пошло небольшое оживление. Но разве сотня персонажей на весь город --- это население? Город-призрак..
А ведь этот город был когда-то (и не так давно) совсем другим по своему содержанию. Именно в нем рождались все мои персонажи и первый относительно серьезный из них --- в 2008 году. Тогда еще город не достиг пика расцвета, но в нем уже можно было, и подраться на Арене, и порыскать по рынку в поиске вещей с модами. Иногда даже 35% попадались. В нем я без особых проблем рос до 7го уровня, причем исключительно в хаотах, даже не выглядывая в старую, тогда еще, версию Леса Арены. А затем --- затем благодаря энтузиазму небольшой группы людей и клану Wild Hearts (нынешний не имеет к нему, по факту, никакого отношения) наступил расцвет рыболовства и самого города Среднеморье. В отдельные дни на Пирсе собиралось до 600 людей, но даже в обычные, будние дни, 200-300 человек стали нормой. Просидев день с удочкой, они вечером тащили партию рыбы в гославку, а затем находили применение своим соткам. Кузнецы, торговцы, наемники --- всем им находилась работа, пусть и не в таких масштабах, как в столице, но всё-таки. С введением нового Леса, Морей и приобретением статуса портового --- город еще больше оживился, теперь помимо рыбаков в гавани можно было встретить корабелов, капитанов, возвращающихся с ресурсами, лесорубов, рудокопов, травников. Один товарищ, помнится, даже обзаводился к новогодним праздникам профессиями Алхимика и Торговца снадобьями, хотя и не очень удачно. А затем... Затем ввели профессию "Разбойник". Не надо было быть пророком, чтобы предсказать, как это скажется на судьбе города. Но у многих видимо не хватало элементарного здравого смысла. "Вояки" и просто "шапокляки" кричали на новостных о том, что на Пирсе слишком много "халявщиков", что "Арена игра военная" и "получать сотки просто за ввод капчи это плохо". При этом сами они не гнушались зарабатывать сотки вводом капчи в кузнице. И вот, получив "индульгенцию" на грабежи, практически все --- кто сразу, кто немного погодя, кинулись "качать профу". Рыболовы сначала, по старой памяти, пытались отбиваться, но соотношение сил кардинально изменилось не в их пользу. Топ-кланы, долгое время практиковавшие более-менее действенные запреты на грабежи --- от этих запретов отказались. И люди, сидевшие на пирсе (и не обладавшие административным иммунитетом) стали покидать город, а многие --- и проект. Всего полгода понадобилось, чтобы было убито своеобразное сообщество игроков, и пирс обезлюдел. Вместе с ним стали пустеть и кузницы, рынки, мастерские. Процесс этот был, конечно, не одномоментным, зато необратимым. Даже ввод иммунитета к разбойным нападениям и новые правила сдачи городских ресурсов (по 1 а не по 10 как раньше) не смогли изменить эту тенденцию. И город стал таким, какой он сейчас. Его собрат --- город Утес, держится получше и людей там чуть побольше. Но... В основном, из-за того, что именно там регистрируют "мультов" по реферальным ссылкам, которые получают платиновый аккаунт на неделю и 100 соток, идут качаться в лес. Среди этих персонажей % реальных новичков и тех, кто останутся в игре, по моим оценкам, весьма невелик. Именно "мульты" еще как-то подкармливают тамошних кузнецов, торговцев, наемников и пр. Стоит прикрыть эту "лавочку" --- и город опустеет точно также беспросветно, как Среднеморье. Снова жизнь доказала, что не все треснувшее можно склеить, не все разрушенное --- восстановить, и не всех ушедших --- вернуть. Те, кому очень интересно могут посмотреть официальные счетчики сайта на главной странице Арены. Даже за последние два года динамика не очень, не говоря уже о годах расцвета. Проблемы явно есть и надо бы разобраться, откуда они. Кому происходящее выгодно и выгодно ли кому-нибудь вообще? На мой взгляд, подобное положение дел всем далеко не на пользу. Я попытаюсь это аргументировать и доказать в своих статьях. Хотя, конечно, точки зрения могут быть разными. Тема проекта на самом деле, при всей своей кажущейся простоте, весьма и весьма сложна и неоднозначна... Но попробуем.
Во-первых, постараемся отбросить все моральные факторы и прочие "невесомые материи". Будем говорить только о материальном и психологическом. Не в силу того, что мне так нравится, а в силу того, что именно эти факторы оказываются часто причиной или следствием многих изменений в проекте. В своих статьях я буду отталкиваться от "постулатов" которые, как аксиомы, не нуждающиеся в доказательствах, беру за основу для дальнейших построений. Хотя я не Пифагор и кто-то с этими постулатами может быть не согласен, они не претендуют на 100% правильность для всех, но точку зрения автора отражают целиком.
Постулат первый --- "Да, это всего лишь игра. Но создана она людьми, для людей и играют в неё люди же. Поэтому в игре, по факту, действуют те же законы и нормы, что и в любом другом людском сообществе".
Постулат второй --- "неважно, на каком именно продукте ты заработаешь". Не в том смысле, что торговать "палёной" водкой это, то же самое, что торговать яблоками, а в том смысле, что главное --- делать, в своей отрасли, как можно более конкурентоспособный и массовый!!! продукт. На товарах "для масс" зарабатывают, как правило, больше. Да, можно открыть отличный эксклюзивный ресторан в Париже или Милане и делать на этом (если потянешь) отличные деньги. Но вот только такой ресторан (или даже сеть такого рода заведений) никогда не сможет сравниться по своей прибыли и капитализации с тем же Mc*Donalds. Генри Форд стал Генри Фордом в свое время во многом, потому что он пошел по пути создания не единичных изделий, рассчитанных на богатых, а возможно более массового и доступного автомобиля. Прошло столетие, но до сих пор фирмы вроде Bugatti, при всех достоинствах своих моделей, далеко не дотягивают по своим финансовым показателям до TOYOTA и Ко. Подобных примеров приводить можно множество. В общем --- не надо быть супер экономистом, чтобы это понять.
Итак. Очень обще говоря Аудиторию Арены в первые годы её существования можно было разделить на:
а)"Проходящих мимо" --- т.е. игроков зарегистрировавшихся, попробовавших поиграть и безвозвратно ушедших.
б) "Рекрутов" --- людей, которые играли до 5-7 уровней и потом бросали или начинали нового персонажа.
в) "Жителей" --- людей, которые не ставили особых игровых целей, играли либо совсем без вложений, либо с самыми минимальными и наслаждались в основном общением и духом соревнования в хаотах. Часть их них (наиболее активная) попадали в кланы, остальные так и жили "сами по себе".
г) "Нейтралы обыкновенные" --- людей, которые ставят определенные цели и добиваются их, тратя либо время, либо средства (в бюджетном варианте)
д) "Вояки заурядные" --- персонажи, которые почти постоянно играют, активны и тратят относительно скромные, но весомые средства.
е) "Фуллы" --- люди, вложившие ощутимые средства. Встречаются чаще в воюющих кланах, но частенько вырастают и в нейтральных или временно там живут.
ж) "МегаДонаторы" --- люди, чьи персонажи являются бесспорными лидерами по объему "вливаний" и практически беспрерывно находящиеся в игре.
Вкратце охарактеризуем группы, и тенденции последнего времени:
"Проходящие мимо" --- 0-3 уровни. Собственно просто нагрузка на сервера и головная боль для ОД. Если б не одно большое НО. Именно из них, в основном, формировался когда-то "фундамент" всего проекта. Да, было много людей, которых привлекли знакомые, родственники и т.д., но основная масса попадала в Арену "случайно". В последнее время эта категория практически вымерла. Во-первых --- в силу всем известного факта, что Арена перестала быть стартовой страницей при установке определенного ПО. Это не может не играть значительной роли. Во-вторых --- рынок браузерных игр растет и растет. Соответственно растет на нем и конкуренция. В 2007 году выбор был куда более узок, чем теперь. Конкуренция за "души" обострилась и это тоже не может не оказывать влияния.
"Рекруты" --- 4-7 лвл. Некогда вторая по многочисленности группа. Очень многие создавали перса, по незнанию "запарывали" его и начинали снова. Хотя многие избежали этого пути. Были и те, кто раз за разом проходит "путь с начала". Но в целом "рекруты", учась на своих ошибках, рано или поздно достигали первого "Рубикона" --- 8 уровня и появления клонов. После чего, либо переходили в статус "жителей", либо в более "продвинутые" группы. Эта категория фактически вымерла, как в силу того, что все меньше "новой крови", так и в силу того что люди пришедшие в Арену неслучайно, сразу начинают с реферальной ссылки или вливаний и пролетают этот этап за пару дней.
"Жители"--- 8-12 уровни. Люди, в основном неклановые или из нетоповых нейтральных кланов. Когда-то для таких игроков недостижимой мечтой казалось достигнуть 10 уровня. Сейчас все изменилось. "Планка уровней" сместилась к 13-15, но часто она для них недостижима при прежнем стиле игры --- сильно изменилась механика проекта. Это категория "маргинальная", в основном она не пополняется и состоит только из "старожилов" которых держит тут общение, новостные, просто привычка. Одним словом --- "динозавры" Арены.
"Нейтралы обыкновенные" --- 11-14 уровни. Люди, для которых Арена это своего рода спорт. В котором они не стремятся к олимпийским (я не про клан) достижениям. Тем не менее, они, как правило, ставят себе цель докачатся до 13-15 уровня (спецумения, востребованное кузнечество) и в силу этого поддерживают персонажа в боеспособном состоянии. Пара-тройка имян, которые были еще 3-4 года назад уделом в основном лишь "вояк" --- теперь почти непременный атрибут таких персонажей. Как и аккаунт (в основном платиновый, реже --- золотой или алмазный), как и (в периоды "активного кача") Магия Стихий. Эта группа за последние годы претерпела, пожалуй, самые значительные изменения. Если в году так 2008 было достаточно (для тактики клонов) золотого аккаунта --- то теперь потребности сильно выросли. Тут и "шмот", максимально приближенный к своему уровню (и зачастую покупка его в комплекте за синие), тут и необходимость "модить" (или приобретать у лавочников-2) вещи с хорошими модами (без которых даже в хаотах никак), и "спецумения", и магия стихий, клан с замком обеспечивающим приличный "потолок" и хотя бы пара имян-личек, а порою и больше. Хороший стимул многим из таких игроков придал Чемпионат Арены, многие из них, хотя и меньшинство в целом, прекрасно "выложились" на новом поле брани и показали отличную игру. Из людей, тратящих в месяц 60-90 с.с., эта категория превратилась в максимально приближенную к "воякам заурядным". Часть из них успешно зарабатывает все необходимые с.с. с помощью крафта и Аукциона, но, во-первых --- таких людей от силы 10% среди этой группы, во-вторых --- купленные ими синие сотки все равно попадают в игру. В настоящее время эта категория игроков теряет позиции по всем фронтам и, соответственно, сокращает свое присутствие (временное и финансовое) в игре. Постиг их и "идеологический" кризис. Впрочем, эта тема для отдельной статьи.
"Вояки заурядные" --- 14-17 уровни. Ну, примерно, есть и исключения. Люди, которые не мыслят себя в Арене без войны, врагов и т.д. Некогда --- "локомотив" экономики Арены и главная база для "фуллов". Сейчас значение их изменилось --- большая часть ничем не превосходит в боевом отношении "нейтралов". Кроме того --- если раньше у любого игрока были мощные стимулы для дальнейшего роста --- то теперь они все равно фактически бессильны против топовых игроков. И времена "принципов" ушли в безвозвратное прошлое, и переходить "со стороны на сторону" перестало быть зазорным. Поэтому в последнее время лишь единицы "вояк" перерастают в "фуллов", впрочем, экономическое значение этой категории продолжает оставаться значительным. Оно падает и падает неуклонно.
"Фуллы". Это "вечная категория". Они приходят и уходят. Но всегда есть. Впрочем, и тут не все на "ура". Есть определенные критерии, которые лимитируют стремление стать "самым-самым". В одной из статей (перед отменой привязки именных к уровню игрока) я провел расчеты по временным лимитам, сколько требуется примерно времени провести в игре, чтобы стать по-настоящему боеспособным. Сейчас проведу расчет финансовый, не заглядывая в слишком далекой прошлое, когда фулл-1 был уже "королем", а обратясь году так к 2009. Итак:
Чтобы быть одним из сильнейших, например Русле года четыре назад было достаточно:
13(слотов)х6250(стоимость имяны-3) = 81250 синих соток. Максимальных модов тогда тоже было всего 13 и тогда стоили 100 синих. Итого с учетами модов стоимость комплекта --- 82550 синих.
Сейчас чтобы быть просто фуллом-9 (без учета сменок) необходимо:
18(слотов)Х12500(стоимость имяны-9)=225000 синих соток. Плюс в два раза больше "модов". Лучший камень в госе стоит по-прежнему 100 синих, но появились более совершенные (и дорогие) камни из Лабиринта. Плюсуем сюда подкладки (18 штук) и моды в них (36 штук). Итого стоимость комплекта составит свыше 230000 с.с.
Итого рост вложений, необходимых для того чтобы стать "топом" достиг за 4 года 275%. Значительно опережая значение официальной инфляции и роста доходов населения. Если учесть необходимость прокачать до приемлемых значений магию Стихий и Астрал --- шансы "новичков" догнать "старичков" сильно уменьшились. Следить необходимо теперь минимум за 36 "закляшками", а у большинства --- за, значительно, большим количеством. Исключения из правил, как всегда, есть. Но подавляющее большинство "апается" помаленьку - потихоньку, просто в силу отсутствия возможностей. Тем не менее, группа сохраняет свою значимость и "давления кризиса" не испытывает. Любому, даже не топ-фуллу, всегда по нынешним временам найдется место почти в любом клане по выбору, и играть им в целом достаточно комфортно.
Ну и наконец "МегаДонаторы". Они казались вечными. Вспоминать их всех долго, были давно --- ГС, Русла, Питбуль*. Но они все уходили. Потом появился новый тип --- тех кто "тут всегда и навечно". Казалось бы. Оно и понятно, чем больше времени и денег вложено в персонажа, клан, тем обиднее их терять. Вклад "в развитие проекта" этой категории считался огромным. 4-5 персонажей получили (при совместных действиях) в своё время возможность "выруливать" практически любой бой против любых соперников. Никто до них не умудрялся сидеть в бою "живым" по 9-13 часов. Они смогли) Но... на каждую силу найдется своя сила, и эти люди ушли. Конечно "хоронить" окончательно Инартра и Стража рано, но в целом их героизм стал уже забываться. Но главное --- их пример в очередной раз доказал что и мегадонаторы не вечны.
Таким образом, получается, что почти во всех группах игроков, некогда составлявших "костяк населения Арены" идет тенденция к депопуляции. Это плохо.
Но появилось несколько новых категорий игроков:
а) "Вечные крафтеры". Игроки которые рубят/пилят/собирают/отбирают что-либо не год и не два. Теперь еще выделывают и шьют. Для меня лично является загадкой чуть ли не каждодневный 18 часовой онлайн некоторых персонажей, но они есть и их немало. Не знаю, выводят ли они сотки через аукцион или просто их солят --- но сотня таких игроков на Арену наберется. Они не слишком заметны и редко играют первые роли, но своеобразную функцию выполняют. Вряд ли их правда станет больше, но оно может и к лучшему.
б) "Мульты однодневные" --- значительное количество персонажей создающихся с целью что-нибудь "нахимичить" или кому-нибудь напакостить, не подставляя основного персонажа. С точки зрения проекта они не только бесполезны, но и вредны, т.к. ничего не принося, они быстро становятся 8-10 лвл, генерируют значительное количество серых соток а потом уступают место таким же новым "мультикам". Для игроков они также неудобны --- хамство, нападения, вмешательства, молчанки от персонажей которые завтра благополучно исчезнут --- довольно часто раздражают. Тем не менее, эта категория есть и порою позволяет "подкормиться серыми" части постоянных игроков.
в) "Мульты долговременные" --- дополнительные персонажи созданные всерьез и надолго. Не знаю, как у людей хватает времени и терпения, но несколько десятков таковых есть. Созданы они видимо в основном тоже для генерации серых соток и прокачки проф которых нет у основного персонажа. Например "старший" качается в хаотах, а "младший" в это время скорнячит спокойно. Плюс стимул к расширению этой группы дал Лабиринт с его камнями. В целом категория эта полезная по-своему для проекта. Но вряд ли могущая дать что-то ему существенное в плане материальном, создаются они не для этого.
г) "Новые фуллы" --- игроки как вновь пришедшие в проект, так и те, кто играл давно и вдруг "выстрелил". Тут и Веттель, и Аксиома, и Грешник, и Визворд, и Гномобой, и Канапляшка. Они разнообразят игру, создают порою интригу в неожиданных местах, восполняют "убыль" среди "старых фуллов". Они приносят пользу и проекту и игрокам, но их не так уж много.
В общем, идет "эволюция". "Старые виды" потихоньку вымирают или адаптируются к новым условиям, появляются новые. Процесс, казалось бы, естественный и даже полезный, но в целом, к сожалению, общая численность населения Арены сокращается. Впрочем, хватит на сегодня. В следующей части я постараюсь показать почему, на мой взгляд, так происходит. В первую очередь --- на примере "нейтралов".
Всего наилучшего, искренне Ваш,
Матроскин Роман --- человек и пароход.
|